Неожиданный способ решать свои проблемы.
Свойства
В учебниках по психологии написано, что мы не воспринимаем непосредственно окружающую среду и объекты в нем, а воспринимаем только свойства этих объектов и этой среды, а объединяем эти свойства в целые объекты уже у себя в голове. Также мы не оперируем непосредственным опытом, а только его описаниями.
Именно поэтому возможна вся эта путаница в общении - если бы мы воспринимали однозначно, то она была бы невозможна. Но нет - каждый объединяет сам, у себя в голове, поэтому есть, о чем поспорить.
И если с физическими объектами еще как-то договориться проще, если определить критерии (мы договорились, сколько времени, мы договорились, что считать красным и что какой температуры), то с описанием более абстрактных вещей вечно получаются несостыковки. Достаточно вспомнить эту знаменитую картину молодой женщины и старухи - разные люди видели свое. Или например TOP - что здесь написано? Тор по-русски, а для американца топ. Объединяет отдельные буквы в слова каждый у себя в голове сам, исходя из того опыта, который у него есть. Исходя из тех образцов для сравнения, которые он имеет.
Вот бежит по улице один человек за другим, кричит ему что-то. Нам его спасать? Звонить в полицию? Потом мы понимаем, что они играют и успокаиваемся. Действие сложилось в единую, знакомую нам картинку, мы его опознали и называем это "поняли".
Инсайт
Со складыванием у себя в голове какой-то новой, более полной, более общей картины связано знаменитое понятие ИНСАЙТ. Мы поняли - то есть нашли описание для того, что происходит. Оно стало знакомым, нам стало ясно, что с ней можно делать. Вот был набор букв - и вдруг нас осенило, это слово. Запомнить его стало проще простого.
Нужна картина, нужно описание для того, что с нами происходит. Вот почему говорят, что проблема не решается с того уровня, на котором она создавалась. Если возникло противоречие, то чтобы вписать его в общую картину, в одну закономерную картину, посмотреть на сложившийся конфликт нужно с более высокой, с более широкой, с более общей позиции, из отдаленной перспективы.
Конфликт
Поэтому конфликт - это обязательное условие развития. Там, где нам не хватает привычных способов решать возникшие перед нами задачи (в кризисах, в проблемах, в самые сложные времена) природа говорит - развивайся, расти. Надо расширить представление, чтобы понять, что делать (по-новому).
Так происходило с развитием чего угодно. Вот в той же психологии - исследователи сознания спорили с бихевиористами, когнитивистами, психоаналитиками, что можно и нужно изучать. Что есть психология? Саморефлексия и сознание? Или поведение, набор привычек? Или бессознательное, непознаваемые мотивы, которые нами управляют? В те времена, это были непримиримые полюса, а сегодня мы четко видим, что они дополняли друг друга и сложили для нас полную картину развития и содержания нашей психики.
Самые яркие мыслители и ученые-исследователи спорили между собой и этим самым строили для нас, способных посмотреть на них в общем, из будущего, более полное и понятное представление, описание.
Как по-другому описать свой опыт
Итак, тезисы мы вывели следующие:
1. То, как мы формулируем и описываем свои проблемы - это не объективно. Это не сам опыт, а наша неудачная интерпретация (раз решить их пока не вышло). Если проблема не может быть решена, то описание для ее решения недостаточное.
2. Любое противоречие может быть вписано в общую картину, если правильно подобрать для него описание.
3. Конфликты, противоречия, проблемы - это обязательные условия развития. Они вынуждают расширять нашу картину мира - наш внутренний мир. Делают нас круче, интереснее, опытнее, адаптивнее. Если мы их решим, конечно, а не скроемся.
4. С умением смотреть на себя со стороны и строить правильные (эффективные) описания того, что с нами происходит связаны успех и скорость нашего развития и наших достижений.
Техники
Как отделить свой опыт от описания - чтобы иметь возможность переструктурировать (переназывать) его?
1. Личный дневник - и любые его формы от описания эмоций, событий дня, выводов, побед, поражений, открытий и т.п. Когда мы описываем, мы отделяемся от него и получаем возможность им управлять.
Общение с коучем и психологом имеет тот же эффект.
2. Переопределить - описать ситуацию и возникшее противоречие в терминах другого контекста. Если у вас получается в работе и не получается в личной жизни, то нужно описать свой опыт и свои стратегии поиска суженого в маркетинговых или бизнес-терминах (какие ближе, может быть, в медицинских или логистических, а может быть спортивных) - что с целями, соответствием ЦА, привлечением, воронками, конверсиями? Что с расстановкой сил? Мы кстати знаем уже много готовых моделей дя проделывания этого - маркетинговые войны, стратагемы в бизнесе и т.п. Никто не мешает пробовать свои новые описания.
3. Переложить и рассмотреть ситуацию, как будто она произошла с другими людьми. Самый верный способ посмотреть на себя по-новому - это представить ситуацию со стороны, физически выйти из неё. Чтобы собственные эмоции не искажали картингу, нужно проделывать эту процедуру отделения до тех пор, пока не удастся посмотреть на нее совсем беспристрастно. Если переложили личную ситуацию на другую пару и все равно вы полностью, например, на стороне женщины, то смените пол действующим лицам. Если все равно не получается - смените возраст, национальность, переложите на мультяшных персонажей.
4. Со способами по-другому назвать то, что с нами происходит, связаны техники рефрейминга.
5. А со способами подобраться сквозь абстрактные субъективные описания к непосредственному опыту, чтобы иметь возможность переназвать его по-другому (более эффективно) связана мета-модель.
Всему этому мы обучаемся на курсе НЛП-практик.
Практики
С возможностью получения и передачи друг другу полных описаний для эффективного разрешения типовых противоречий связан весь наш фольклор. Архетипы описывают преодоление личностных кризисов. Мифы, легенды, сказки - с преодолением типовых социальных противоречий. Шекспир вот описал все возможные сценарии драматических конфликтов. А классики литературы внесли и вносят свой вклад в яркое и заразительное описание эффективных стратегий поведения и побед над невзгодами. Поэтому интересно и полезно нам читать про сильных, смелых, ловких, умелых, трудолюбивых, дисциплинированных и тому подобное.
Какие же нам нужны практики для расширения своих возможностей?
+ Читать классику
+ Учиться
+ Общаться и обмениваться опытом
+ И ходить на тренинги, конечно.
Мы вот потрудились и продолжаем работать над тем, чтобы собрать из собственного опыта и всевозможных описаний самые эффективные стратегии общения:
1. Стратегии знакомств, установления контакта, создания доверительных отношений (долгосрочных и краткосрочных)
2. Стратегии продаж, переговоров, разрешения конфликтов
3. Стратегии убеждения, мотивации, принятия решений
4. Эффективные модели постановки целей, описания результатов, самомотивации
5. Способы управления собой и решения внутренних конфликтов
Этими блоками заведует Ольга Белова.
5. Стратегии и упражнения на раскрепощение, снятие зажимов, развития творчества, спонтанности и харизмы
6. Техники постановки речи, публичных выступлений, самопрезентации
От маэстро, педагога высшей категории, преподавателя актерского мастерства, хореографа и тренера по технике речи Алины Симоновой.
7. Этапы развития ребенка, типовые кризисы, проблемы и способы их решения
8. Модели построения взаимоотношений с детьми разных возрастов
9. Техники разрешениям внутрисемейных конфликтов и пути выхода из родительско-детских кризисов
От профессиольнаго психолога, логопеда, дефектолога Натальи Жуиной.