Чтобы запомнить новое слово нам нужно сначала привязать его к реальному внешнему объекту. Сначала нам надо видеть этот объект и называть его. А после объект переходит как бы внутрь нас и нам уже достаточно его образа, чтобы оперировать этим понятием. Сначала считаем реальные камешки, а после становимся способны делать это в уме. Так вот - чтобы управлять своим вниманием, управлять своими мыслями (и своими эмоциями тоже, да) - надо для начала научиться управлять своим физическим телом. Чтобы иметь возможность перенести этот навык "внутрь". Чтобы замечать, что мы ленимся, что мы слабы, что мы бездействуем, что идем на поводу, надо управлять сначала ТЕЛОМ.
Высшие психические функции опосредствованы. То есть, внимание, память, мышление человека формируются и осуществляются с помощью средств, знаков и связаны с речью.
Что это значит?
Чтобы запомнить новое слово нам нужно сначала привязать его к реальному, вещественному, внешнему объекту. Сначала нам надо видеть этот объект и называть его. А после объект переходит как бы внутрь нас и нам уже достаточно его образа, чтобы оперировать этим понятием.
Вот высшие психические функции - память, мышление, произвольное внимание - с помощью поглощаемых, присваиваемых, переносимых "внутрь" средств становятся возможны у нас "в голове", независимо от наличия предметов вовне.
Сначала считали реальные камешки, потом стали способны считать в уме.
Сначала правила и запреты нам выставляли снаружи, а потом, в идеале, цензор должен быть сформировать уже у себя "внутри".
Достижение целей
С достижением целей дела обстоят также.
Сначала средства достижения целей были снаружи - мама приносила.
Мама показала, что решение наших забот вовне есть, в идеале показала, как наши потребности можно удовлетворить. После надо уже самим.
Управлять собой
Так вот - чтобы подойти и взять какую-то физическую вещь, нужно управлять собой.
Чтобы играть, скажем, в баскетбол - то есть подбежать и не просто взять, а еще и отобрать - надо управлять собой еще лучше, очень хорошо.
Чтобы манипулировать предметами во внешнем мире нужно генерировать собственные движения, управлять собой.
Чтобы оперировать ими внутри себя тоже нужно управлять собой - своим вниманием.
Вот мы мыли посуду, а вот мы стали читать книгу.
Внутри также - вот вспоминали о посуде, вот стали размышлять о прочитанном.
То, что мы "гоняем", что создает наш эмоциональный фон - это наши привычки, наша воля или ее отсутствие (способность управлять фокусом внимания).
Сила воли
Поэтому чтобы управлять своим вниманием, управлять своими мыслями (и своими эмоциями тоже, да) - надо для начала научиться управлять своим физическим телом. Чтобы иметь возможность перенести этот навык "внутрь". Чтобы замечать, что мы ленимся, что мы слабы, что мы бездействуем, что идем на поводу, надо управлять сначала ТЕЛОМ.
Управлять собой - это, в первую очередь, управлять своим телом
Тело - это мы.
Сравните ощущения - мы смотрим на бегущего человека и мы сами бежим. Мы смотрим как кто-то забирается по скалодрому (это часто кажется очень простым) или забираемся сами (это сложно).
Вот прямо сейчас вспомните приседающего человека. А теперь встаньте и присядьте сами хотя бы 2-3 раза. Или пробегитесь.
Сделайте это, прежде, чем читать дальше. Проиллюстрируйте для себя то, что написано.
Вот ощущения усилия, когда мы сами ДЕЛАЕМ - это норма. С ним надо сверяться.
Когда мы делаем усилие, мы проявляем свою ВОЛЮ. Мы делаем СВОЙ результат. Мы есть.
Когда мы говорим другим, что они должны сделать - мы зрители, мы не прилагаем волю, мы не делаем усилий.
Вот почему нам нравится смотреть фильмы и играть в компьютерные игры - мы как будто ассоциируем себя с ГЕРОЯМИ. Они страдают, преодолевают, достигают. А мы смотрим, но не тратим сил.
А надо. Надо вкладывать силы. Вы бежите сейчас или лежите. Чувствуете свою работу? Она есть?
А когда узнаете что-то новое, пробуете на себе или рассказываете другим об этом и о том, что нужно сделать? Кому предлагаете напрячься?
Вы бежите сейчас или лежите? Есть усилие?
В конфликте или споре вы делаете усилие сами или требуете изменений или каких-то действий от других?
Вы бежите сейчас или лежите? Есть усилие?
Мышцы снаружи и мышцы внутри
Внутри у нас тоже в норме должно быть усилие.
Узнали что-то неприятное, но пока не можете с этим ничего сделать? Надо приложить усилие и перевести фокус внимания на что-то полезное, использовать свои силы более эффективно.
Сверьтесь еще раз - вы бежите или лежите? Есть усилие?
Встаньте и сделайте приседание - вот это реальное усилие. С ним надо сверяться. Оно должно быть.
Если не тренироваться, будет безвольно увлекать все что ни попади - ютуб, фильмы, пиво, жирная еда.
При этом можно смотреть на красивых и героических.
Но сами вы бежите сейчас или лежите? Делаете усилие? Или блуждаете взглядом в невесомости и кайфе?
Возвращайтесь в тело - встаньте и присядьте. Вот усилие, с ним надо сверяться.
Практики
1. Поэтому нужны регулярные занятия спортом - хотя бы для ориентира. Выбирая для себя физические усилия и делая их постоянно - мы опознаем усилия и привыкаем к ним. Мы учимся управлять собой.
Нам нужно научиться делать это, чтобы забрать этот навык внутрь.
Вы много работали сегодня? Сколько было усилий?
2. Для тренировки внутреннего усилия подходят, например, практики медитации - сознательного удерживания внимания на чем-то.
3. Для тренировки силы воли - совершение повторяющихся действий. Главное, чтобы их не было сразу слишком много. Воля как и любая мышца остаётся, забивается - не предназначена для того, что только работать постоянно. Она конечно должна уметь напрягаться-расслабляться. Но она тренируется и становится способной на большее, на очень многое.
И она делает наш характер и нашу личность рельефными и красивыми как делает нас такими наше тренированное тело.
Техники
На НЛП-практик мы действуем также - разыгрываем эффективные стратегии в группе, демонстрируем их, повторяем и тренируемся, чтобы иметь возможность использовать их в своем мышлении и в своей коммуникации.
Итак, некоторые техники управления собой:
1. Трехпозиционое описания ситуации - привыкаем смотреть на ситуация с разных сторон и разных позиций. Это позволит нам не залипать и при хорошей силе воли и гибкости описаний находить удобное "положение" относительно того, что с нами происходит.
2. Стратегия творчества творчества Уолта Диснея - разделяем и учимся не смешивать своих внутренних Мечтателя, Критика и Реалиста. По очереди они дополняют друг друга, а все вместе не дают ни одному из них сделаю свою работу хорошо.
Учимся удерживать фокус внимания на каждой из этих ролей до завершения цикла и не "впускать" раньше времени другого.
3. Калибровка и подстройка - учимся переводить фокус внимания на собеседника и гибко синхронизироваться с ним для эффективной коммуникации.
На самом деле весь курс про управление собой. И его стоит пройти самому, физически, хотя и книг, и видео полным полно.
Но мы же умеем сверяться - я делаю усилие? Бегу или лежу?