Вы читаете:
Как появляется счастье
Поделиться:
Image

Как появляется счастье

Тренер Ольга Белова
20 окт 2021

Как искусство - это пенка на волнах истории, так и наше счастье - пенка на волнах ежедневной деятельности и ее осмысления.

a8089b90e00384f30f7b6741f1afc273

Искусство не варится в себе и не рождает себя само, как и автор не рождает его сам по себе. Те конструкции, которые рождают авторы от безделия или в погоне за вниманием, откликом, ажиотажем, хайпом, мы ежедневно наблюдаем в масс-медиа и головах большинства нашего окружения и не называем, в большинстве своем, это искусством.

То же искусство, которое ценят люди, уже начавшие задумываться о жизни и ее устройстве, говорит не о себе и даже не об авторе. Оно тонко чувствует и изображает дух времени, точку на координатах истории, являет сиюминутное выражение исторического и психологического багажа. Это бэкграунд человеческой психики, копившийся и вырастающий тысячами лет и перерабатываемый в тот самый момент, когда создается произведение. Это застывший снимок жизни, то, чего еще не видят массы, но так тонко чувствует художник, подбирая для этого подвластные ему средства выражения.

Писатели и художники предвосхищали не только квантовую физику, биологию, химию и чудеса генетики. Они тонко рисовали нам сложнейшие конструкции человеческих душ, они были первыми психологами и лекарями, предсказывали закономерности в человеческих страстях и поступках, рисовали нам героев нашего времени и человеческую природу во всей ее нелепости, героичности, слабости, трусости, агрессивности и доброте, стремлению к покою и счастью.

 И не все гении.

Да. О зрелости авторов я сейчас могу судить по двум вещам:

1. Адекватность описания мира. Как бы понятнее объяснить, это то, почему "50 оттенков серого" не литература. Все мы имеем жгучее желание приписывать миру самые привлекательные и безопасные для себя свойства - безопасности, избыточности, признания нашей особенности и исключительности. Только мы не думаем, что в таком виде (направленности на нас) мир был бы не слишком дружелюбным для других. Многие из нас и делают мир рядом с собой не слишком приятным, пока не дойдет, не ёкнет и мы, наконец, не подобреем.

 Мечта о бесконечных еде и сексе

Я как-то думаю, что человек по природе не добр и не благороден, а только настроен на выживание и воспроизводство. И был бы мир "дружелюбен" в обывательском понимании, этим бы и ограничился. Не слишком лицеприятная картина, согласна.

Красивым и возвышенным делают человека вызовы и сложности, которые рождает жизнь. Препятствия, которые не позволяют оставаться на прежнем уровне развития, и создают потенциал для благородства и личностного многообразия (когда приходится объединяться и дисциплинироваться, чтобы выжить).

Нам интереснее наблюдать не за тем, как человек без перерыва ест, спит и совокупляется. Мы даже называем это потерей человеческого облика. А интересно нам видеть решение проблем, преодоление сложностей, рост над собой.

Почему о своей жизни мы думаем в другом ключе? Хотим для других быть толстыми и перекормлеными котами? Это, конечно, приятно, но не интересно. Может быть, вызовы, которые мы получаем - это все-таки не так уж плохо?

Такое описание кажется мне взрослым и подводит нас ко второму критерию:

2. Способность к переосмыслению и вдохновлению. Эти качества способны вызвать катарсис - острое описание жизни, стопроцентное попадание в переживания, страхи и тревоги обычного человека. Красивое в своей реалистичности описание страшного мира. Надежда, но не блажь. Много ли простой и понятной красоты в признанном искусстве? Вспомнить бы Сартра, Бальзака, Кафку, Достоевского - ужасно, трагично, грустно, грязно, но это помогает жить (если справиться).

 Откуда талант

Я раньше думала о мистике, судьбе, когда читала о гениях, которые не могли не выражать того, что делали в искусстве, считали себя проводниками всевышнего - изначально заряженными патронами из материала, который они рождали для других. Как у Бальмонта:

"Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.

И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда - не сочиняю."

Мы часто думаем, что это не о нас. А оно о нас. Теперь я не думаю о мистике, а думаю о том, что кто-то глубоко, интересно, видел и умел это выразить. И я думаю о том, что я вижу и что я показываю.

Что - о чем я играю? И как - насколько настроенный я инструмент?

 О "сочинительстве" в вышеупомянутом ключе я думаю как о желании выразить то, чего я не думаю, не чувствую, не осмыслил и не пережил.

 Ну а об отсутствии таланта как о нежелании признавать себя или страхе признаваться себе в том, что я действительно переживаю в своей жизни - при таком раскладе только сочинять и остается.

 Что мы показываем

Хотя, ведь любое действие - это о жизни - и глуповатые скетчи, и пошлые сериалы, пьяные тусовки, взаимные издевательства, скандалы у соседей сверху, порно-фильмы, тренинги личностного роста. Откуда это выросло? Что это выражает?

Это мы видим и по повседневному общению, и по блогам, которые сейчас ведут пока не все, но уже очень и очень многие. Мы всегда выражаем себя, все мы так или иначе твоим свое искусство - в образах и тех или иных формах представляем и описываем жизнь и свой жизненный опыт. Вершиной пирамиды какого опыта мы себя видим, дитем чего, результатом каких действий?

Видно, очень хорошо видно тех, кто "сочиняет", желая быть в тренде или просто принятым, а кто проживает и демонстрирует глубокий и искренний взгляд.

Разница между "искусствами" может быть в горизонтах планирования его авторов. В примерах, которые они подают, и в последствиях, почве, которую они подготавливают своим зрителям. На какой почве выросли мы тоже очень хорошо видно.

 Короткое и длинное

Разница будет как между острым, коротким и умеренным, длинным.

Удовольствие от алкогольного или наркотического кайфа не равно удовольствию от пробежки или умеренной, здоровой еды - первое гораздо острее. А уж скорость их получения отличается и того резче. Они разные, но во втором случае они надежнее и, медленно нарастая, медленнее и схлынывают. Избыток превращается в черепки, а умеренность сохраняет качество, которое имеет свойство накапливаться.

Такой подвох. И такой критерий на зрелость и дальновидность авторов, которые нас окружают.

В первом случае оно избыточно и, конечно, превращается в свою противоположность.

 И о счастье

Я думаю, надо выходить на некоторый уровень дисциплины, чтобы чувствовать это побочное ощущение жизни (я о счастье) - попадать в ритм. Счастье - это радость от езды на велосипеде, но в тот момент, когда ты уже оттолкнулся от земли и разогнался настолько, что педали крутить посильно и приятно, а от понимания, что я еду быстро и вокруг красоты, становится спокойно и радостно.

Начинается такой процесс с приложения усилий для того, чтобы поехать, а до этого с тренировок, чтобы не чувствовать изнеможение от необходимости постоянного кручения педалей. И внутри такого процесса периодически возникает усталость и бессилие (когда в горку).

Счастье способно возникнуть в умеренности, направленности, невесомости и дисциплине. То, что мы интуитивно считаем своими главными успехами (счастье, востребованность, благодарность, любовь), мне видится, работает вот так - побочно, волнообразно. Продолжай крутить педали и оно вернется. Надо только выбрать направление, захотеть поехать куда-то.


Поделиться этой статьей:

divider graphic

Другие статьи

Как помочь себе в достижении целей

Как помочь себе в достижении целей

Наверное, ставить цели лучше на всеобщее обозрение, а подвозить итоги - для самих себя. Хотя кайфа мы больше получим, если будем делать наоборот. В то время как такой вариант может помочь нам честнее выбирать цели - с возможностью посмотреть на себя со стороны. И быть честнее с собой при подведении итогов.

Тренер Ольга Белова
Ольга Белова
Частые пробелы в коммуникации и диагностическое видео

Частые пробелы в коммуникации и диагностическое видео

Давайте продиагностируем, есть ли у вас пробелы в общении. Вот видео, которое мы уже несколько лет обсуждаем с каждой группой НЛП-практик. И по отношению к нему можно с большой вероятностью опознать пробелы, которые могут мешать в общении и на работе, и дома - везде. Это пародийный пример коучинга из сериала Миллиарды:

Тренер Ольга Белова
Ольга Белова
Личность рождается в деятельности

Личность рождается в деятельности

У нас неоткуда взяться другой личности, кроме той, что мы формируем в ежедневной деятельности и ежедневных привычках. У нас неоткуда взяться другим результатам, кроме тех, что складываются из наших ежедневных вложений. (Бытие определяет сознание)

Тренер Ольга Белова
Ольга Белова
arrow-up icon