Многие из нас воспринимают коммуникацию (общение) как то, что должно получаться само собой. Как и понимание нас, как и отношения с нами. И многие из нас из-за этого не управляют своей речью. Не делают ее никаким инструментом. Коммуникация начинается, когда мы становимся способны играть за самих себя. И сопровождает она деятельность - нашу способность создавать и достигать результатов.
Цикл коммуникации
Многие из нас воспринимают коммуникацию (общение) как то, что должно получаться само собой.
Как и понимание нас, как и отношения с нами.
И многие из нас из-за этого не управляют своей речью. Не делают ее никаким инструментом. Ну или орудуют им неаккуратно - забивают гвозди своим микроскопом как в старом афоризме.
Размахивают своими переживаниями, негодованиями, например.
Но при этом почти все, по крайней мере те, у кого есть дети, знают стадии развития ребенка и знают, что в возрасте двух-трех лет у ребенка формируется мышление и он говорит все, что думает вслух - потому что... он так учится думать. То есть - он делает так, потому что учится. Это должно наводить на мысль, что взрослые люди уже могут так не делать.
Взрослый человек уже может переваривать то, что с ним происходит, про себя. А выдавать другому человеку что-то с какой-то целью - для реализации совместной деятельности, например. Или для укрепления связей, для передачи информации. Хотя все равно выходит для деятельности.
Удивительно, но эта мысль и это утверждение не так уж редко вызывают бунт.
Его воспринимают как посягательство на искренность, естественность.
Но когда взрослый человек просто говорит, чтобы говорить, и даже не понимая, зачем, получается как будто он просто смотрит или просто слышит и просто издаёт звуки - бесцельно.
А у того, что живет и функционирует, у того, что остается жить и функционировать, не может не быть целей.
Взрослому человеку совсем необязательно отвоевывать себе возможность быть бесполезным.
Функциональные системы Анохина
Революцию, толчок к дальнейшему развитию клинической психологии в 40х гг дало описание Анохиным функциональных систем - именно это понятие дало возможность изучать и описывать сложные процессы в жизнедеятельности всего организма.
Нет в нашем организме, включая нервную систему, разрозненных элементов. Каждый из них объединен хотя бы в одну, а вообще говоря в много, функциональных систем.
В рефлекторные дуги связываются (самая простая - это дергание ноги при постукивании колена) и в функциональные системы, имеющие цикл и цель.
Элементы, органы и системы органов, связываются друг с другом по функциональному принципу. Например, для функции зрения связываются рецепторы в глазу, зрительный нерв, первичные зоны коры головного мозга, вторичные и ассоциативные (которые интерпретируют, анализируют и складируют полученную информацию), а также прочие нервные пути, которые, в случае необходимости, передают сигналы остальной нервной системе, а она связывается с гормонами, чтобы создать нужный фон, с мышцами, если нужно бежать или нервными окончаниями, если нужно, чтобы просто пошли мурашки и расширились зрачки.
Для дыхания объединяются нос, легкие, кровь, сердце и так далее, ну вы поняли.
Даже для каждой отдельной клетки объединены множество элементов - чтобы она питалась, чистилась от ненужного, передавала нужное и делилась по мере необходимости.
Организм человека - это система систем. И психика (и сознание как отдельный ее пример) - это элемент управления ими.
Меня когда-то потрясло это осознание. Оно вообще меняет представление о себе и своей деятельности.
Наша психика - система функциональных систем, каждая из которых является совокупностью различных анатомических элементов, сонастроенных друг с другом для достижения полезного приспособительного эффекта.
Это означает, что психика наша подразумевает цели и их достижения. Наша душа рождается в процессе достижения целей. Потому что без необходимости управления, объединения разрозненных элементов в систему систем нет никакой психики (и никакой души). В каждом отдельном органе ее не существует, только при возникновении совокупности.
Функциональная система по Анохину, если сильно упростить, производит следующий цикл:
1. Сбор информации о внешней среде, выделение существенных элементов и формирование цели;
2. Принятие решения с одновременным прогнозирование конечного результата и механизма оценки успешности его достижения;
3. Само действие;
4. Механизм оценки полученного результата (в т.ч. в процессе его реализации путем сравнивая его со сформированной моделью);
5. Коррекция поведения в случае различения реальных и идеальных параметров действия.
Так работает каждая система в нашем организме.
Модальности - из чего состоит общение
На две большие категории можно разделить наши функциональные системы:
1. поддерживающие гомеостаз, внутреннюю среду и процессы;
2. помогающие приспосабливаться ко внешней среде (это, в частности, наши рецепторы, органы восприятия).
Рецепторы у нас есть условно для пяти чувств - средства, с помощью которых мы сканируем внешнее пространство и ориентируемся в нем - зрение, слух, ощущения, вкусы, запахи.
У простейших, живущих в однородной среде, рецептор один, усредненный, – им его достаточно, чтобы ориентироваться в своем окружающем пространстве. У нас же окружающая среда очень разнообразная и неоднородная, поэтому и чувств у нас несколько.
Ну и логические рассуждения, язык и речь - это тоже условная отдельная модальность, т.е. отдельный инструмент ориентирования в пространстве и построения связей (совместной деятельности) с окружающими объектами и субъектами.
*** Речь, коммуникация - инструмент взаимодействия. И в норме эта деятельность должна быть целенаправленной. ***
Теория деятельности Леонтьева описывает цикл деятельности следующим образом:
1. Целеполагание
2. Планирование
3. Производство
4. Коррекция
5. Анализ результатов
Речь - это тоже деятельность.
Так, например, до нас доносит мысль, идею, образ художественное произведение (а теперь даже любой рекламный текст):
1. Вступление
2. Завязка
3. Кризис
4. Инсайт
5. Развязка
Речь в норме целенаправленна.
Коммуникацию - инструмент, средство для совместной деятельности - мы не используем по назначению, когда общаемся бесцельно, эмоционально, без учета нашего собеседника.
Коммуникация и программирование
В массах представление об НЛП сложилось как об инструменте зомбирования, волшебного внушения и порабощения других людей.
Но он работает не так. Этот волшебный инструмент работает только в руках волшебника - человека, знающего про устройство коммуникации и умеющего ей управлять.
НЛП развивает:
1. Цель
2. Работу с обратной связью (ее восприятие)
3. Гибкость (навыки, способы, техники)
Цель
В п. 1 (цель) самое важное - это ее наличие, необходимость самостоятельно ее для себя выбирать.
Лучший способ избежать влияния - влиять на себя самим. А точнее, участвовать во влиянии на себя, потому что чужого влияния, влияния среды нам, конечно, не избежать.
И мне понятен бунт в этом месте. Мы не хотим выбирать приоритеты, ставить цели, мы хотим, что все, что мы только захотим, выполнялось. Как у младенцев.
Но так не получается.
Мы либо будем уповать на судьбу и заботу других людей о нас и получать по голове, когда их собственные, совершенно обоснованные и логичные, цели будут идти вразрез с нашими.
Либо будем способны осознавать, выбирать для себя приоритеты, ставить себе цели на взаимодействие, коммуникацию, и поддерживать, достигать их.
Нормальная деятельность имеет цель, начинается с цели. Коммуникация тоже.
Обратная связь
В п. 2 (сбор обратной связи) для этого в нашей картине мира должен появиться мир, контекст, другие люди, которые не подчиняются нам, которые существуют объективно и отдельно от нас и к которым нам нужно приспосабливаться (а не требовать их приспосабливания к нам, особенно, если им не за чем).
Нам нужно быть внимательными к нашим собеседникам, чтобы быть успешными в коммуникации. Когда мы хотим их "нагнуть", "прогнуть", "заткнуть", "опустить", "поставить на место" мы выдаем свое неуважение и свою невнимательность. Это опасно для нас.
Только с уважением и вниманием мы способны качественно собирать обратную связь и после адекватно, т.е. эффективно, на нее реагировать.
Гибкость
Ну а п. 3 (гибкость) - это о том, что нам бы надо собой управлять. Когда мы закостенелые, неподвижные нам хочется, чтобы другие изменялись под нас. То есть, чтобы они управляли собой. То есть, будучи более гибкими, более обученными, более адаптивными, подчинялись нашим желаниям. Но это нелогично и невозможно. Более адаптированные, более умелые, более умные люди достигают собственных целей, а не наших. А нам, чтобы быть способными обеспечить себе выполнение наших целей, в том числе с помощью других людей, надо уметь быть гибкими, обученными, сильными, способными самим.
Надо уметь реагировать на ответ отдельного и не подчиняющегося нам контекста, внешней среды, другого человека. Самим реагировать, иметь в арсенале собственные способы реагирования.
Надо очень хорошо уметь танцевать, вести партнершу, чтобы в ответ на ее движения, наиболее красивым образом продолжать свои, формируя танец.
Если мы будем только требовать, чтобы танцевала и подхватывала наши неумелые движения партнерша, то мы не танцоры. И танец будет таким, каким решит его сделать она.
Цель, обратная связь и гибкость обеспечивают наш успех в коммуникации и деятельности.
Простая формулировка и сложный процесс взросления и осознания.
Цель, обратная связь и собственная гибкость.
То есть цикл нашего общения будет выглядеть так:
+ поставь цель,
+ собери обратную связь - насколько она достижима, что требуется сделать,
+ и прояви собственную гибкость - способность что-то предпринимать для ее осуществления и действовать по-разному в зависимости от контекста.
Сложно и ничего волшебного. Но это можно освоить.
Коммуникация начинается, когда мы становимся способны играть за самих себя. И сопровождает она деятельность - нашу способность создавать и достигать результатов.
Термин "Коммуникабельность" после этого осознания играет совершенно другими красками. Это не просто врожденная особенность характера. Это успешная деятельность в коммуникации у тех, кто умеет ее осуществлять.